Семинар "Избыточная смертность в США во время пандемии COVID-19"
4 июня на семинаре серии "Современная демография" выступила стажер-исследователь Центра демографических наук Леверхалма Оксфордского университета Екатерина Дегтярева с докладом об избыточной смертности в США в период пандемии COVID-19.
Пандемия коронавирусной инфекции повлияла в США как на экономику и состояние здравоохранения, так и на социально-экономическое и психологическое благополучие населения. За время пандемии общая избыточная смертность в США существенно превысила избыточную смертность от COVID-19.
Всего за период пандемии в США зафиксировано 1,3 млн. избыточных смертей, из которых 1,17 млн. от COVID-19, 115,7 тысяч – это смерти от болезней системы кровообращения, 86,6 тыс. – от употребления алкоголя и наркотических веществ, 41,3 тыс. от сахарного диабета и 25 тыс. от внешних причин. Пики смертности от болезней системы кровообращения совпадали с пиками смертности от COVID-19, что означает вероятное попадание ковидных смертей в смерти от БСК.
Информационной основой представленного исследования стали данные о смертях по 8 причинам и группам причин смерти за 2015-2022 год в разбивке по полу и по возрастным группам с помесячным временным разрешением. Для расчета ожидаемого уровня смертности использовалась регрессионная модель с применением машинного обучения.
Докладчиком были продемонстрированы графики динамики помесячной избыточной смертности с января 2019 года по декабрь 2022 по восьми причинам и группам причин: внешние причины, новообразования, болезни системы кровообращения, сахарный диабет, грипп и пневмония, самоубийства, употребление наркотических веществ и алкоголя и все остальные причины, включая COVID-19. Смертность от внешних причин в период пандемии оказалась выше ожидаемого уровня, что, по предположению докладчика, связано с ростом случаев управления автомобилем в нетрезвом состоянии, однако этот вопрос требует дальнейшего изучения. Смертность от болезней системы кровообращения также возросла, причем больше всего среди других причин в абсолютных числах умерших. От гриппа и пневмонии смертей, напротив, стало меньше, что связывается с «переходом» смертей людей из групп риска этих заболеваний в смерти от COVID-19. Наибольший рост смертности произошел по причине употребления наркотических веществ и алкоголя. Причинами такого роста были названы социальная изоляция, чувство одиночества и легкая доступность приобретения наркотических веществ. Сезонность у данной причины не была отмечена. Смертность от новообразований, несмотря на снижение доступности медицинской помощи, не увеличилась, однако, докладчиком был отмечен эффект «временного лага», который может привести к росту смертности от рака через 5-10 лет после пандемии. Смертность от сахарного диабета значимо возросла, сохранив сезонность, особенно в молодых возрастах. Смертность от суицидов до 2022 года была ниже предсказанной, что может объясняться ростом «социальной сплоченности».
Для возрастных групп была вычислена метрика P-Score, показывающая, на сколько процентов людей умерло больше или меньше «базового» уровня смертности. Наибольшее превышение, на 35% у женщин и на 40% у мужчин, наблюдалось из-за сахарного диабета в возрастах 15-29 лет. Наиболее заметное снижение относительно базового уровня - у женщин от гриппа и пневмонии в возрастах 15-29 лет. Наименьшие различия с «базовым» уровнем наблюдались в смертности от новообразований во всех возрастных группах.
Таким образом, пандемия коронавирусной инфекции оказала более сильное, чем в других развитых странах, влияние на смертность населения в молодых и средних возрастах в США.
Видеозапись семинара