• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Осенняя школа "Анализ смертности и здоровья населения с использованием R"

С 26 по 30 сентября 2022 года Международная лаборатория исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ провела осеннюю школу "Анализ смертности и здоровья населения с использованием R". Школа собрала участников из разных городов России.

Открытие школы началось с приветственного слова организаторов школы: Дмитрия Александровича Жданова (МЛ исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ, Россия; Институт демографических исследований Общества Макса Планка, Германия) и Сергея Андреевича Тимонина (МЛ исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ, Россия). 

В первый день участники школы прослушали лекцию по основам анализа смертности: познакомились с общим и возрастными коэффициентами смертности, их стандартизацией, а также таблицами смертности.  Далее участники школы вспомнили базовые принципы написания скриптов в R и принципы построения таблиц смертности, а также потренировались в рассчете различных показателей в ходе  практического занятие в R. Во второй день Владимир Михайлович Школьников (МЛ исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ, Россия; Институт демографических исследований Общества Макса Планка, Германия) прочитал лекцию о неравенстве в здоровье и смертности,  рассказал о различиях в смертности в зависимости от образования и принадлежности к тому или иному профессиональному классу, а также методах оценки неравенства. Далее Дмитрий Александрович Жданов провел лекцию по некоторым примерам мер неравенства (например, кривая Лоренца, gini-коэффициент) и продемонстрировал, как рассчитывать данные показатели в R.

 В третий день школы участники прослушали лекцию о таблицах смертности по причинам смерти, ожидаемой продолжительности здоровой жизни и классификации причин смерти. На четвертый день школы были рассмотрены методы декомпозиции (по Китагава, по Андрееву, по Полларду и др.), а также приведены практические примеры расчета декомпозиции в R.  В заключительный день школы было рассмотрено прогнозирование смертности, в частности модель Ли-Картера. В конце участники представили групповые проекты с результатами анализа смертности в странах и регионах с применением изученных на занятиях методов и инструментов.

Теоретическую часть дополнили практические занятия, на которых слушатели попробовали с применением языка R рассчитать ожидаемую продолжительность жизни, gini-коэффициент, применить метод Каннисто для сглаживания данных, выполнить декомпозицию по причинам смерти, рассчитать ожидаемую продолжительность здоровой жизни методом Салливана и выполнить прогнозирование смертности и ОПЖ методом Ли-Картера.