Дифференциация репродуктивного поведения у женщин из разных образовательных групп в России
О различиях в репродуктивном поведении реальных поколений российских женщин говорили на прошедшем 28 мая 2025 г. семинаре «Дифференциация репродуктивного поведения у женщин из разных образовательных групп в России».
Доклад по результатам своего исследования представил стажер-исследователь Международной лаборатории исследований населения и здоровья Кирилл Чертенков.
Актуальность
Образование является важной составляющей человеческого капитала, при этом более образованные слои населения – авангардная группа в социальной и демографической модернизации. Уровень образования также коррелирует с социально-экономическими характеристиками, а у женщин с низким уровнем образования выше риск оказаться в бедности при рождении ребенка.
Результаты
На семинаре показано, что у россиянок существует четкий отрицательный образовательный градиент в рождаемости: женщины с высшим образованием в среднем рожают меньшее число детей, женщины с наиболее низким – наибольшее. При этом у женщин, не получивших среднее образование, в поколениях 1950-х г.р. и младше наблюдается устойчивый рост доли бездетных – в поколениях 1960-х г.р. эта доля составляет более 10%, что значительно выше, чем у женщин со средним и высшим образованием. Одновременно среди женщин, не получивших среднее образование чаще встречается и многодетность – что говорит о поляризации внутри этой группы: по всей видимости ее составляют женщины, которые не смогли продолжить обучение, и представительницы некоторых этнических меньшинств.
Анализ обследований репродуктивных планов населения и данные текущей статистики рождений показывает, что женщины, получившие среднее и высшее образование лучше планируют семью – в итоге у женщин с более низким уровнем образования чаще встречаются незапланированные беременности и внебрачные дети, что влияет на защищенность матери и ребенка.