• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
visionusersearch

Events

Seminar "Modern demography" Topic: Epidemiological research on the Russian mortality phenomenon. Presentation by Vladimir M. Shkolnikov

Event ended

The International Laboratory Population and Health of the HSE cordially invites you to the next session of the scientific seminar "Modern Demography," which will be held December 11. Our guest is Vladimir M. Shkolnikov, PhD, academic supervisor of the International laboratory for population and health of NRU HSE, research scientist at Laboratory of demographic data at Max Plack Institute for demographic research.

Epidemiological research on the Russian mortality phenomenon.
Vladimir M. Shkolnikov
International laboratory for population and health of HNU HSE.

Russia alongside with other countries of the former USSR represents the most remarkable and mysterious anomaly against the background of global mortality trends. 

Population data can only diagnose the situation in the most general terms. For example, a demographic analysis shows that during the 70s-2000s Russia has developed an adverse type of mortality combining high CVD mortality in the age of 50+ with especially high mortality from alcohol-dependent and external causes in the “flowering working ages”. Only in the 2010s, with a delay of 40 years, did Russia embark on the path of the cardiovascular revolution. 

What is wrong with Russia and its population? How are Russians so different from people in other countries, that is expressed in such high death rates from such a wide range of medical causes? 

Demographic statistics gives inaccurate and very incomplete information about such important factors as alcohol consumption and smoking and does not say anything at all about psychological stress and depression, dangerous diseases, physical mobility and cognitive function, self-assessments of health, blood pressure, heart rate, about blood lipids, muscle strength, metabolic rate, lung function, and so on.

Epidemiological studies that study the prevalence of health problems and risk factors provide this information. 

To what extent do the health disorders and risk factors explain the gap with other countries and the huge differences in mortality by sex, region, nature of work, and level of education? Due to the so-called ecological fallacy, a typical demographic analysis by year, regions and types of residence may incorrectly reflect associations, and causal mechanisms operating at the level of real people. This is done by epidemiological studies linking the characteristics of individuals with the risk of death. 

Epidemiological studies in Russia began in the 1970s, together with the onset of rising mortality, and were significantly intensified in the late 1990s and early 2000s, when enormous losses from excess mortality began to be recognized by many. 

At the seminar, it will be talked about some key epidemiological studies and it will reveal their methodology, taking into account the peculiarities of the Russian situation. We will see that some of the results allow us to identify the causes of high mortality, and a number of other result indicate the impossibility of associating high mortality with (seemingly) obvious factors.

 

Time: 16.00 - 18.00

Venue: Bolshoy Trehsvyatitelsky pereulok, 3, Room 438.

Working language will be Russian.

If you need to order a pass to the building of the HSE, please inform about your participation by e-mail vsokolova@hse.ru (Vera Sokolova) by 12.00 on December 11, 2018.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мероприятия

Семинар "Современная демография". Тема: "Эпидемиологические исследования феномена российской смертности". Докладчик: Школьников Владимир Михайлович

Мероприятие завершено

11-го Декабря состоится очередной  научный семинар серии «Современная демография», на котором с докладом «Эпидемиологические исследования феномена российской смертности» выступит Школьников Владимир Михайлович, канд. геогр. наук, научный руководитель Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ, научный сотрудник Лаборатории демографических данных, института им. Макса Планка.

 Эпидемиологические исследования феномена российской смертности
Школьников Владимир Михайлович
Международная лаборатория исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ.

Россия вместе со странами бывшего СССР представляют самую значительную и загадочную аномалию на фоне общемировых трендов смертности.

Популяционные данные позволяют диагностировать ситуацию только в самых общих терминах. Например, демографический анализ показывает, что на протяжении 1970х-2000х годов в России сложился особенно неблагоприятный тип смертности, сочетающий в себе высокую смертность ССЗ в возрастах 50+ с исключительно высокой смертностью от алкогольно-зависимых и внешних причин в цветущих трудоспособных возрастах. Только в 2010-е годы, с опозданием на 40 лет, Россия вступила на путь сердечно-сосудистой революции.

Что не так с Россией и ее населением? Чем россияне так уж отличаются от жителей других стран, что это выражается в таких высоких цифрах смертности от такого широкого круга медицинских причин?       

Рутинная статистика  дает неточную и очень неполную информацию о таких важнейших факторах, как потребление алкоголя и курение, и совсем ничего не говорит о подверженности психологическим стрессам и депрессии, наличии опасных заболеваний, физической мобильности и когнитивной функции, самооценках здоровья, артериальном давлении, сердечном ритме, липидах крови, мышечной силе, показателях обмена веществ, функции легких и проч. Эту информацию дают эпидемиологические исследования, изучающие распространенность нарушений здоровья и факторов риска.

В какой степени выявленные нарушения здоровья и факторы риска объясняют разрыв с другими странами и огромные различия смертности по полу, регионам, характеру труда и уровню образования? По причине, так называемой, ecological fallacy, типичный демографический анализ варьирования по годам,  проживанию в городской или сельской местности и регионам может неправильно отражать ассоциации, и, тем более, причинно-следственные механизмы, действующие на уровне реальных людей. Этим занимаются эпидемиологические исследования, связывающие характеристики индивидов с риском смерти.

Эпидемиологические исследования в России началась в 70-е годы вместе с началом роста  смертности и значительно интенсифицировались в конце 90-х и в начале 2000-х годов, когда колоссальные потери от избыточной смертности стали осознаваться многими.

На семинаре будет рассказано о некоторых ключевых эпидемиологических исследованиях, раскрыта их методология, учитывающая особенности российской ситуации. Будут также показаны содержательные результаты и раскрыт их смысл. Мы увидим, что часть результатов позволяет идентифицировать причины высокой смертности, а ряд других результатов указывают на невозможность связать высокую смертность с (казалось бы) очевидными факторами.      

     

Место проведения:  Б.Трехсвятительский пер., д.3, ауд. 438
Время:  16:00 – 18:00
Рабочий язык:  Русский
Приглашаются все желающие!
При необходимости заказа пропуска в здание НИУ ВШЭ, просьба, до 12.00, 11 декабря 2018 г. сообщить о своем участии по электронной почте vsokolova@hse.ru (Вера Васильевна Соколова).